Из зала заседаний учёного совета

Из зала заседаний учёного совета 27.01.2020 14:12

Первое в новом году заседание учёного совета состоялось 22 января. Главным и единственным пунктом повестки дня стал отчёт и.о. директора С.С. Тарана об итогах деятельности НИМИ Донского ГАУ в 2019 году и задачах на 2020 год.

Докладчик подчеркнул, что предыдущий год был начат с грузом проблем, тянущихся из предыдущих лет, что на фоне финансового кризиса в начале 2019 года потребовало от руководства вуза жестких мер.

– Длительная замкнутость на внутренних проблемах и самоизоляция привели к тому, что мы пропустили начало глубоких структурных изменений в образовании, – сказал Сергей Сергеевич, – в то время как мир стремительно изменился, затрагивая все сферы, в том числе – образование. По мнению государства, вузы рассматриваются сейчас не просто как кузница образованных кадров, а как катализаторы развития инновационной экономики, как коммерчески успешные организации, финансирование которых обеспечивает лишь минимальные потребности. Остальное зарабатывается самостоятельно: внебюджетным приёмом, дополнительным образованием. Вузы активно превращаются в продукты маркетинг-стратегии, меняют свое позиционирование и нацеленность на клиента, заказывают бизнес-модели развития, нанимают консультантов. Таким образом, подвёл итог докладчик, – сегодня финансовое положение вуза является интегральным показателем модели его развития. Если мы слабы и нам не хватает средств, значит, наша экономическая деятельность не эффективна, и ее нужно менять.

Далее С.С. Таран отметил, что с целью выхода из кризиса администрацией института была приняты меры по экономии, проведена гигантская работа по рассрочке платежей и переносе необходимых выплат, многие сотрудники брали отпуск без содержания, переходили на неполный рабочий день.

– От лица администрации выражаю благодарность коллективу и профсоюзной организации сотрудников, взявшей первый удар на себя. Ваша помощь существенно помогла избежать кризиса и стабилизировать ситуацию, – сказал Сергей Сергеевич.

Затем он проинформировал членов совета о состоянии вуза по всем показателям.

По финансовому состоянию общие усилия позволили стабилизировать ситуацию и закрыть год, обеспечив среднюю заработную плату. Общий доход в 2019 году из всех источников превысил доход 2018 года, и показатель мониторинга по заработной плате ППС 200% по региону был выполнен.

Штатная остепеннёность ППС остаётся на высоком уровне –90,4%, при увеличении доли докторов наук, что соответствует стратегии развития вузов.

Образовательная деятельность является градообразующей и является самой доходной. Образование велось по 95 программам: из них по 35 ОП профессионального образования, 17 программ профессионального обучения и 45 дополнительного образования.

За 2019 год подготовлено всего 321 учебных и учебно-методических изданий. Отдельную благодарность за подготовку учебников С.С. Таран выразил проф. Ивонину, доц. Бурову и Сафонову, коллективам авторов под руководством проф. Николаевой и Иванова.

Численность студентов по бюджетной и внебюджетной формам обучения в сравнении с предыдущими годами снизилась. Среди них доля иностранных граждан составляет 232 чел. (13,4%). Успеваемость за 2019 год 83.3%.

Как отметил Сергей Сергеевич, был проведён анализ причин оттока студентов, выявивший, что многие теряют интерес к учёбе. То есть необходим новый подход – не вдалбливанием истин зубрежкой, а через игру, участие в проектах и работу в команде, развитие навыков проектного управления, посредством вебинаров в сочетании с онлайн-обучением. Ещё важный фактор, что образование не влияет на трудоустройство.

– Нам нужно включать в программы такие компоненты, которые помогут выпускникам трудоустроиться на широком спектре организаций или вообще создать свое предприятие и брать туда наших же студентов, – сказал докладчик. – Сейчас время лидеров ориентированных на результат, а не на процесс, для молодежи нет прошлых авторитетов. И если нет проекта в прошлом, значит, нужно его получить в настоящем, и вместе со студентами его пройти, это будет самое ценное для них обучение, – подчеркнул докладчик.

Что касается профориентационной работы и приёмной кампании, план приема 2019 года на бюджет был успешно выполнен. В структуре приема значительную долю бюджетных мест занимают иностранные студенты – более 30%. Внебюджетный прием остается крайне важным и хотя, в сравнении с 2018 годом, он вполне успешный, особенно по заочной форме, но есть недобор на очно-заочную форму, что отразится на финансах уже этого года. Команда профориентаторов под руководством доцента Винокурова успешно справилась со своей работой. Лучшими профориентаторами по итогам года стали доценты Винокуров А.А., Лещенко А.В., Долгалев Б.А., Середа М.В., Федорян А.В.

Трудоустройство выпускников становится одним из ключевых индикаторов оценки вуза, влияет на рейтинги, распределение КЦП.

– Я знаю, что многие ждут возвращения старой системы распределения, но этого точно не будет, – продолжил докладчик. – Сама модель развития страны без крупных предприятий с государственной собственностью не предполагает этого. А в ближайшие 10 лет коренным образом поменяется и производство, и перечень специальностей. Еще в 2017 году в стране был сделан переход на трудоустройство молодежи через стимулирование малого и среднего предпринимательства. И вузам здесь отводится большая роль именно как центрам обучения бизнес-навыкам, центрам-инкубаторам создания малых инновационных предприятий при вузах. И в нашем институте уже реализуется стратегия переформатирования из вуза, просто дающего знания, в вуз, дающий трудоустройство. У абитуриента должно быть четкое понимание, что если пришел в НИМИ, он будет гарантированно трудоустроен, и это будет лучшая профориентация.

По работе международного отдела докладчик отметил, что отдел во главе с доцентом Лещенко является одним из самых эффективных подразделений института. Доля доходов от его работы в общем доходе образовательной деятельности составляет более 4,3%. На курсах русского языка прошли обучение 94 студента из стран Дальнего зарубежья: Шри-Ланка, Алжир, Египет, Йемен, Ирак, Сирия, Ливия. Институт хорошо зарекомендовал себя на рынке образовательных услуг. Нам поданы заявки из Иордании, Новой Зеландии, Сомали.

– Однако главная наша задача не дополнительное образование, а обеспечение внебюджетного приема на основное отделение, и сегодня мы вплотную к этому подошли.

Для расширения международного сотрудничества была проведена встреча с Послом Генерального консульства республики Узбекистан в Ростове на Дону. Главной темой было предварительная проработка вопроса открытия филиала Университета в Республике.

Дополнительное образование остается приоритетным направлением, показывающим рост в прошлом году на 3,7 млн по сравнению с предыдущим годом. Коллективом под руководством проф. Шелестовой велась активная работа по информированию и поиску новых клиентов, запущено 7 абсолютно новых образовательных программ. В конце года в вузе были запущены две новые образовательные программы на онлайн-платформах при поддержке Фонда инновационного развития образования и науки в рамках Национального проекта «Цифровая экономика», что даст вузу в 2020 году дополнительные средства.

В сфере научной деятельности, как отметил докладчик, положение улучшилось по сравнению с прошлым годом, но проблемы есть. В 2019 году большие усилия были потрачены на продвижение института, вклинивание в областные и федеральные программы, и это принесло результаты.

– Мы вошли в качестве соучредителей в Национальный проект по возрождению реки Темерник, курируемый губернатором, – продолжил Сергей Сергеевич, – при поддержке законодательного собрания Ростовской области запустили механизм постановки на кадастровый учет лесных полос региона и инвентаризации ЗЛН в Ставропольском и Краснодарском краях, инициировали создание зеленого каркаса Ростова на Дону. Кроме того, коллективу удалось улучшить научные показатели.

Запущена заново работа Гидротехнической лаборатории, где выполняется работа физическому моделированию водосбросного сооружения по объекту «Реконструкция Новотроицкого водохранилища» (Ставропольский край).

В текущем году значительно активизировалась деятельность ППС по участию в конкурсах различного уровня на получение грантов. В 2019 году в Совет по грантам Президента молодым ученым от нашего института было подано 3 заявки.

На площадке вуза был проведён полуфинал по грантовой программе «УМНИК». 12 молодых новаторов института представили свои проекты по 4 направлениям. В финальный отбор, состоявшийся в декабре в ЮФУ, из них прошли 7 проектов.

Отдельную благодарность руководитель вуза выразил коллективам под руководством профессоров Тарасьянца и Ткачева, выполнивших 80% внебюджетных средств.

Суммарное количество научных и учебных публикаций в текущем году составило 711, в т.ч. 12 монографий, 615 статей, 84 учебника и учебных пособий.

В 2019 году профессорско-преподавательский состав института принимал активное участие в различных выставках, конкурсах и ярмарках. в 13 таких мероприятиях, была получена 21 награда, а также медали, дипломы и сертификаты.

В 2019 году количество студентов, участвующих в НИР, составило 352 чел. Студенты принимали активное участие в международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах: 25 чел. приняло участие в международных конкурсах и 9 чел. во всероссийских. Получено 40 наград.

Фактический выпуск аспирантов в текущем году составил 18 человек, из них с защитой диссертации в срок – 4 чел. Эффективность аспирантуры составила 22 %.

В сфере воспитательной работы в рамках гражданско-патриотического воспитания в 2019 году проведено 49 мероприятий с охватом до 1000 студентов. Волонтёрский корпус и актив студенческих отрядов принимали участие в организации и проведении 79 мероприятий всероссийского, регионального, муниципального и вузовского уровней. Активисты молодежных объединений института приняли активное участие в федеральных грантовых конкурсах.

Сборные спортивные команды института в 2019 году участвовали в 16 соревнованиях различного уровня. Главным спортивным событием года стала победа (1-е место) нашей сборной в Спартакиаде по олимпийским и неолимпийским видам спорта Ростовской области в общекомандном зачете среди, академий, филиалов и колледжей.

В институте продолжают работать народные коллективы: шоу-балет «M-party.art.group» и ансамбль эстрадной песни «Мечта», команда КВН «Рекорд». Студенческие творческие коллективы в 2019 году принимали участие в 73 фестивалях, конкурсах и концертах, становились лауреатами и дипломантами творческих конкурсов.

По имущественному комплексу продолжались работы по улучшению быта для наших студентов, в первую очередь – для иностранцев. Выполнены работы по замене окон и капитальному ремонту внутренних помещений в общежитиях. Освоено собственное производство мебели, что позволило снизить затраты на ее приобретение более чем в 2 раза. В общежитии №4 за счет собственных средств и собственными силами, выполнена полная замена ламп накаливания и люминисцентных светильников на светодиодные светильники и светодиодные лампы, что значительно снизило энергопотребление и дает экономию 45-50 тыс. рублей ежемесячно. Закуплены материалы и комплектующие и начаты работы по переводу общежития №5 на энергосберегающие осветительные приборы. Выполнена замена газовых счетчиков в общежитиях №4,5 на электронные узлы учета расхода газа. Произведена замена узлов учета тепловой энергии в главном корпусе и общежитиях №4,5. Кроме того, проведены работы по повышению рентабельности базы практик в х. Калинин.

Далее С.С. Таран перешёл к рассмотрению задач на 2020 год. Среди ключевых направлений:

– государственная аккредитация образовательной деятельности как наиглавнейшая задача этого года;

– запуск проекта «Цифровой университет»;

– выполнение новых показателей по уровню заработной платы по всем категориям сотрудников; выполнение набора на внебюджет, в том числе на заочную форму обучения и повышение качества набора;

– разработка мероприятий по стимулированию издания учебников и учебных пособий в центральных издательствах;

– в образовательной деятельности запуск элементов проектного обучения с реальной возможностью реального выбора компонентов образовательных программ, включение в них компонентов формирующих бизнес-навыков и самостоятельного трудоустройства, привлечение к образовательному процессу бизнес-практиков, ориентирование магистратуры на научные гранты;

– центру развития бизнеса продолжить работу по бизнес образованию, запустить «Научный акселератор» – конструктор образовательных курсов по методологии исследований, вовлечь школьников в эти программы, запустить студентов в создание бизнеса, с выходом в прибыль;

– международному отделу обеспечить выполнение заданных показателей по курсам русского языка в 2020 году в 100 человек слушателей, привести 25 человек на основное очное образование;

– ФДО запустить конкурс проектов бизнес-планов развития дополнительного образования;

– участвовать в Национальных проектах;

– в научной деятельности удвоить показатели по хоздоговорам, войти в Южный НОЦ, далее развивать грантовое движение;

– создать попечительский совет из наших выпускников.


Возврат к списку